Лента района

olimpiada

Детская эстрадная студия "Настроение"

Детская эстрадная студия"Настроение"

Руководитель: 

Селезнев Вячеслав Геннадьевич (концертмейстер),

Максимова Анна Станиславовна (хореограф),  

Артемьева Лаура Гисматовна (педагог по вокалу)

Дополнительная общеразвивающая программа: "Детская эстрада"

Срок реализации программы: 6 лет

Возраст детей: 5-18лет

Цель программы:

создание оптимальных условий для воспитания у детей первоначальных основ музыкальной культуры, развитие личности ребенка средствами вокального и танцевального искусства. 

• Программа «Детская эстрада» представляет собой комплексный подход к решению образовательных задач;

• гармоничное формирование будущего эстрадного артиста возможно лишь при  тесной взаимосвязи между собой всех компонентов образовательного процесса;                                              

• на занятиях, кроме приобретения профессиональных навыков, ребёнок учится думать, анализировать, обобщать, делать выводы, принимать решения; 

• в процессе обучения ребёнок на занятиях решает важные нравственные и моральные задачи, учится ценить свой и чужой труд;

• учащиеся имеют возможность показать результаты своей творческой деятельности, участвуя в различных концертах и конкурсах;

 

• на сегодняшний день методические разработки в этом направлении представлены в недостаточном количестве, и  данная программа будет полезна педагогам, занимающимся эстрадой. 

ПЕРВЫЙ  ГОД  ОБУЧЕНИЯ.

Содержание программы первого года обучения.

На начальном этапе обучения огромное значение имеет музыкальная игра. Для ребят это не просто увлекательное занятие, а часть жизни, образ существования. Требование «обучать, играя» - непременное условие профессиональной работы с маленькими певцами.

Игры, игровые ситуации должны присутствовать во всех элементах вокального занятия – при распевании, разучивании и исполнении песен, выполнении творческих заданий и. т. д. При этом, конечно, делается всё, чтобы учащиеся осознавали, что пение – это серьёзный труд. Созданию обстановки увлечённости может способствовать пение по ролям, инсценирование песен, соединение пения с движением и танцем. 

Развитию творческого мышления у детей способствуют музыкально - творческие задания: нарисовать рисунок к песне, придумать название к куплету, раскрасить мелодию в разные цвета, перевоплотиться в персонажа музыкального произведения, реального человека, часть окружающего мира и. т. д.  

В то же время, на первом году обучения начинается серьёзная профессиональная подготовка будущего эстрадного певца. Дети занимаются хореографией, учатся работать с усилительной техникой и профессиональным музыкальным сопровождением. Очень важным моментом в обучении является включение детей первого года обучения в концертную деятельность коллектива. 

Малыши с самого начала занятий начинают чувствовать себя частью одного большого целого. Это формирует нужную мотивацию, так необходимую для результативности процесса обучения. 

ВТОРОЙ  ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Содержание программы второго года обучения.

На втором году обучения одним из ведущих видов деятельности на занятии продолжает оставаться музыкально-творческая игра (развитие чистоты интонирования путём воздействия на эмоциональную сферу ребёнка). Однако, наряду с этим, вокальное развитие детей приобретает более профессиональный оттенок. 

Вводится новый предмет – «Поющий партер» (автор М. Б. Клюкач г. Пермь). Это соединение пения и партерной гимнастики. Данный комплекс необходим, для выработки умения правильно дышать и сохранять ровное и красивое звучание певческого голоса во время движения и танца. 

Гораздо большее внимание, по сравнению с прошлым годом, уделяется  вокально-хоровой работе при разучивании песен. Наиболее одарённые дети начинают заниматься вокалом на индивидуальных занятиях. Учащиеся постепенно привыкают к тому, обучение пению – это серьёзный труд, как физически, так и душевно. 

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Содержание программы третьего года обучения.

На третьем году обучения вводится новый учебный предмет хоровое сольфеджио. Под ним понимается совокупность упражнений и приёмов, направленных на развитие музыкальной грамотности детей, в первую очередь умения петь по нотам.

 Данный предмет необходим для наиболее полной и профессиональной подготовки будущего эстрадного певца.

Хоровому сольфеджио на каждом занятии может отводиться от 3-х до 7 минут. Оно может проводиться в процессе распевания и как относительно самостоятельный элемент занятия. При хоровом сольфеджировании, разучивании песен в руках у детей должны быть ноты.

 В самый начальный период обучения дети пока не в состоянии в них разобраться, но уже через несколько месяцев учебных занятий ноты станут для них осознанной необходимостью. От пения по нотам одноголосной мелодии впоследствии учащиеся перейдут к пению двух, трёхголосных сочинений по партитурам.

Третий год обучения в студии – это первая ступень профессиональной подготовки эстрадного певца. Дети серьёзно занимаются вокалом на занятиях ансамбля и индивидуальных занятиях. Танцевальная подготовка также переходит на более профессиональный уровень. 

На третьем году обучения сформированы концертные группы (вокальная и танцевальная). Их формирование уже началось на втором году обучения. В состав концертной группы отбираются дети с высокой мотивацией к учёбе, а также, обладающие наиболее яркими вокальными  и танцевальными способностями, или же развившие эти способности за два года обучения до необходимого качественного уровня. Концертная группа занимается более интенсивно, чем обычные группы.

Ведущее место занимает индивидуальная работа с солистами. Помимо вокального и хореографического ансамбля каждый участник вокальной концертной группы посещает индивидуальные занятия по вокалу и хореографии     (1 – 2 раза в неделю на каждого человека). Цель этих занятий максимально раскрыть вокальные и танцевальные способности детей на данном возрастном этапе и вывести всех участников концертной вокальной группы на уровень солистов. Этот момент важен с точки зрения психологии: дети, которые находятся в равных условиях, гораздо меньше конфликтуют и более плодотворно занимаются. 

Педагог подбирает для каждого солиста определённую совокупность приёмов и упражнений, отталкиваясь от стартовых вокальных и танцевальных способностей ребёнка.                 

Концертные группы, помимо обучения, ведут в течение учебного года активную концертную деятельность (разумеется, не в ущерб учёбе в общеобразовательной школе).

Учащиеся, по каким-либо причинам не попавшие в состав концертной группы, занимаются в обычном режиме и показывают результаты своей деятельности на отчётных концертах студии или же на праздниках ЦДТ

ЧЕТВЁРТЫЙ  ГОД  ОБУЧЕНИЯ

Содержание программы четвёртого года обучения.

 На четвёртом году обучения состоит в развитии и укреплении певческого дыхания, интонации, чёткой артикуляции, осмысленном  выполнении исполнительских задач, поставленных педагогом. 

 Продолжается работа по выравниванию звучания певческого голоса по всему диапазону.

  Всё большее значение приобретает формирование открытой эстрадной манеры пения (пение на улыбке, открывая верхние зубы, свободная, незажатая нижняя челюсть). 

 Осваивается навык двухголосного пения и доводится до необходимого качественного уровня, возможен переход к начальному этапу трёхголосия (педагог должен отталкиваться от подготовленности учащихся). 

 Индивидуальная работа с солистами не теряет своего значения. Задача педагога составить чёткое расписание и придерживаться строгой системы в занятиях. Только в результате регулярных индивидуальных занятий прослеживается положительная динамика в развитии певческого голоса. Дети посещают индивидуальные занятия 1 – 2 раза в неделю.

 Наряду с вокальной техникой всё большее значение приобретает исполнительское мастерство юного артиста, и здесь педагогу очень важно вместе с учениками продумать все нюансы поведения на сцене во время выступления, а также умение находить выход в нестандартных ситуациях, например:

• Звучание не той фонограммы;

• Звучание фонограммы не сначала;

• При выходе на сцену ошибочно объявлен не тот исполнитель;

• Не работает микрофон; и. т. д.

 На четвёртом году обучения необходимо поощрять детей учиться объективно, анализировать своё исполнение, развивать умение слушать во время пения себя и других, исправлять ошибки.

 Усиливается работа по формированию грудного регистра певческого голоса. Учащиеся должны иметь элементарные представления о работе головного и грудного резонаторов, выработать ощущение округлённости, близости звука, его высокой вокальной позиции. 

 Продолжается работа над подвижностью голоса в упражнениях, над выработкой динамических оттенков в удобной тесситуре.

ПЯТЫЙ  ГОД  ОБУЧЕНИЯ.

Содержание  программы  пятого  года  обучения.

 На пятом году обучения педагог должен самым подробным образом проанализировать состояние  и развитие голосовых данных учащихся и, учитывая вступление в переходный возрастной период, более точно определить индивидуальные задачи. 

  При благоприятном состоянии голоса у учащихся с хорошими данными и продвижением, возможно, некоторое расширение диапазона звучания, без форсировки и напряжения.

  Следует также закрепить ощущение вокальной позиции в области разговорного звучания по всему диапазону голоса, близости и опоры звука, особенно при пении широких интервалов.

 Индивидуальная работа с солистами на данном  этапе должна быть построена с учётом переходного возрастного периода. В этот непростой период, когда идёт интенсивный рост организма, у учащихся, кроме проблем с голосом, возможны перепады артериального давления, возможна нестабильная работа сердечно-сосудистой системы. Все эти моменты должны быть учтены педагогами при разработке комплекса приёмов и упражнений на индивидуальных занятиях вокалом и хореографией. Занятия при определённых показателях могут быть сокращены до 1 раза в неделю, либо учащийся определённый промежуток времени посещает только групповые занятия.

 На пятом году обучения становится более сложным и разнообразным музыкальный материал для пения. Гораздо большее место отводится музыкальным произведениям, которые исполняются a capella (без сопровождения). 

 Большое значение на этом этапе приобретает джазовая импровизация, повышаются требования к вокально-исполнительскому мастерству учащихся.

  Процесс обучения переходит на новый уровень – уровень сотрудничества. Педагог побуждает будущих артистов активно участвовать в подборе певческого материала,  анализировать результаты собственной деятельности, выявлять как позитивные, так и негативные её стороны.

  Критический анализ итогов работы позволит сделать правильные выводы, определить пути профессионального самосовершенствования. 

 Предмет «Эстрадный ансамбль» на пятом году обучения ставит перед собой новые, более сложные и более профессиональные задачи:

• Знакомство с различными произведениями ансамблевой литературы, способствующей расширению музыкальных знаний и кругозора учащихся;

• Воспитание и развитие интереса к ансамблевому пению;

• Воспитание чувства ансамбля, навыков и культуры ансамблевого пения у учащихся;

• Постепенное усложнение певческого материала, введение в репертуар ансамбля джазовых произведений (с учётом возрастных особенностей и вокальных возможностей детей);

• Постепенный переход от унисонного пения к  двух - и трёхголосию;

• Углубленное развитие музыкального слуха;

• Поддержание традиций одной из распространённых форм коллективного  музицирования;

• Развитие и совершенствование навыка коллективного пения и одновременного синхронного движения под музыку.

ШЕСТОЙ  ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Содержание  программы  шестого года обучения.

Шестой год обучения очень важен – это заключительный год обучения, и в то же время, в какой-то степени, начало самостоятельного творческого пути.

 Эстрадный вокалист должен на этом этапе уделять большее внимание самосовершенствованию и самообразованию. Базовые умения и навыки (певческое дыхание, артикуляция, дикция, чистое интонирование мелодии и т. д.) на этом периоде обучения должны быть доведены до автоматизма.

  Юный певец должен уметь анализировать исполненный репертуар, должен стараться самостоятельно исправлять некоторые ошибки в исполнении.

 Начинается поиск  собственного стиля исполнения юного певца. Это совместное творчество педагога и ученика. Задача педагога помочь ученику найти для себя в пении ту неповторимую «изюминку», которая выделит певца из общей массы, поможет сделать его пение неповторимым и запоминающимся. Особенно ярко это проявляется на индивидуальных занятиях с солистами. Педагог выводит ученика на уровень сотрудничества. Занятия посещаются не менее 2-х раз в неделю. Количество индивидуальных занятий в неделю может быть увеличено при подготовке к концерту, а также при обоюдном желании и возможности ученика и педагога. 

 Кроме поиска собственного стиля, юный вокалист шестого года обучения осваивает на индивидуальных занятиях некоторые специфические приёмы вокальной техники: субтон, глиссандо, фальцет, йодль. Эти приёмы помогут юному артисту ярче и эмоциональнее выразить во время исполнения образ вокального произведения. 

 Освоение и использование приёмов вокальной техники должно осуществляться под руководством педагога, во избежание различных нарушений голоса.

 К шестому году обучения значительно увеличивается концертная нагрузка учеников, поэтому педагог должен более внимательно относиться к вокальному здоровью учащихся. Юные певцы должны помнить о гигиене певческого голоса и четко соблюдать некоторые правила:

• Не кричать и не петь на улице в холодную погоду;

• Не начинать пение без распевания;

• Не форсировать голос во время пения, не ставить перед собой непосильные задачи;

• Соблюдать режим дня, не злоупотреблять мороженым, семечками и т.д.

Если у ученика возникли какие-либо проблемы с голосом, то он должен обязательно сообщить об этом педагогу и проконсультироваться у врача фониатра.

ПО ОКОНЧАНИИ КУРСА ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНОК ДОЛЖЕН УМЕТЬ

1. Дышать бесшумно одновременно ртом и носом.

2. Уметь сохранять ровность дыхания и звуковедения при пении во время движения.

3. Во время пения и танца не вытягивать шею, не поднимать плечи, не сутулиться.

4. Рот при исполнении открывать в меру, естественно и свободно, не зажимая нижней челюсти.

5. Петь открытым свободным звуком, додерживая его до конца длительности.

6. Во время исполнения слышать себя и фонограмму, не кричать, не форсировать

звук.

7. Процесс исполнения песни или танцевального номера  должен быть осознанным. Ребёнку необходимо в исполняемое произведение привнести частицу своего «я».