Лента района

olimpiada

Детское объединение "Золотые перышки"

Руководитель: Семина Ольга Юрьевна

Дополнительная общеразвивающая программа: "Школа юного журналиста"

Срок реализации программы: 4 года

Возраст детей: 9-11 лет

Цель программы:

- сформировать и подготовить из обучающихся коллектив детской редакции.

Программа построена таким образом, чтобы воспитанники объединения усвоили столько теоретического учебного материала и приобрели такие практические умения и навыки, чтобы могли самостоятельно создать номер своей детско-подростковой газеты, подготовить материалы в общественно-политическую газету "Осинское Прикамье". Создание собственной газеты способствует развитию образовательного сообщества. Ознакомление с теоретическим материалом проходит в форме беседы, дискуссий, мозгового штурма. Обсуждая ту или иную тему, все воспитанники могут высказывать свои мысли, таким образом, во время споров и рассуждений они лучше запоминают информацию, а также развивают свои речевые навыки. Для реализации задач предназначена практическая часть, которая входит в план всех занятий. Практика заключается в непосредственном написании журналистских текстов для своего издания, создании и подборе графических и фотографических иллюстраций, макетировании, верстке. Данная программа позволяет педагогу так организовать учебный процесс, чтобы одновременно шли 2 процесса: обучения и выпуска номеров собственной газеты.

Содержание программы  I год обучения

1.  Вводное занятие. Знакомство. Ознакомление с планом работы кружка, с целями, задачами. Правила работы и поведения. Журналистика как профессия. Формирование представлений о профессии журналиста. Беседа об особенностях и трудностях труда журналиста. Языковая игра. Практикум. 

2.  Виды средств массовой информации: печатные издания, сайты, телевидение, радио, информационное агентство.  Кто работает в редакции: редактор, корреспондент, дизайнер, корректор. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты.

3. Взгляд на работу редакции изнутри. Встреча с журналистами газеты и телевидения. 

4. Факт  как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.  Что помогает журналисту в работе: диктофон, ручка, блокнот, фотоаппарат и др. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты.

5. Структура любой газеты состоит из определенных постоянных элементов: заглавие газеты, текст с заголовками и иллюстрациями.  Процесс рождения названия и логотипа собственной газеты. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты.

6. Жанры журналистики: информационные, аналитические, художественно-публицистические. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты.

7. Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров.  Как найти информационный повод. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты.

8. Основное функциональное назначение жанра заметки заключается в передаче актуальных новостей, поэтому ее структурно-композиционное построение должно быть подчинено данной цели. В структуру заметки входят следующие элементы: заголовок – лид – зачин – подробности. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты.

9. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты.

10. Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог. Мастерство  интервьюера. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты.

11. Явные и скрытые, уточняющие и восполняющие, простые и сложные, корректные и провокационные   вопросы и т.д.  Формирование умения правильно задавать вопросы.   Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты.

12. Организация пресс-конференции с интересным человеком, активное участие в ней. Процесс создания текста по итогам  конференции. Работа над созданием собственной газеты.

13. Репортаж  - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица. Выход на мероприятие. Создание собственного репортажа. Работа над созданием собственной газеты.

14. В зависимости от предметно-тематического содержания репортажи подразделяются на тематически-познавательные, событийные, постановочные. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты.

15. Повторение изученного материала. Проверка усвоения  основных понятий журналистики и практического применения навыков. Работа над созданием собственной газеты.

16. Зарисовка - небольшой по объему жанр. В ней отсутствуют сюжет, проблема. Это  в основном цепь картин, ассоциаций. Изучение зарисовок о природе и животных В.  Пескова. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты.

17. Виды зарисовок: пейзажная, ассоциативная, портретная. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты.

18. Блиц – «быстро», опрос – «спрашивать».  Выход юнкоров на улицу с актуальными вопросами. Работа над созданием собственной газеты.

19. Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты.

20. Иллюстрированное оформление газеты. Просмотр газет, анализ подобранных иллюстраций. Показать, как с помощью иллюстраций «оживает» газета.  Рассмотреть и обсудить на примере различных периодических изданий как оформляется газета. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты.

21. Роль фотографии в газете. Какими бывают фотографии. Жанры фотографии. Работа над созданием собственной газеты.

22. Правила композиции в фотографии: правило третей, правило золотого сечения, правило диагоналей, правило диагонального золотого сечения.  Фотографирование объектов,  просмотр работ, их обсуждение, выбор наилучших. Работа над созданием собственной газеты.

23. Почувствуй себя фотокорреспондентом. Выход на мероприятие. Создание собственных фоторепортажей. Работа над созданием собственной газеты.

24. Фотокросс. Выход на улицы города с целью найти и запечатлеть интересные моменты из жизни города. Работа над созданием собственной газеты.

25. Какими бывают заголовки. Функции заголовка.  Обзор заголовков в прессе. Правила успешного заголовка. Создание собственных интересных заголовков.  Работа над созданием собственной газеты.

26. Заголовочный комплекс: это комбинация заголовка, подзаголовка и названия рубрики. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты.

27. Литературное творчество на страницах газеты. Есть ли место в газете стихам, рассказам, сказкам? Обзор «Литературной газеты».  Работа над созданием собственной газеты.

28. Правила стихосложения. Попытки создания собственных стихотворений. Буриме.   Осинские поэты. Работа над созданием собственной газеты.

29. Чем рассказ отличается от заметки.  Кто из писателей публикуется в газете.  Языковая игра. Практикум.  Работа над созданием собственной газеты.

30.  Повторение изученного материала. Проверка усвоения  основных понятий журналистики и практического применения навыков. Работа над созданием собственной газеты.

К концу первого года обучения обучающиеся должны знать структуру газеты, журналистского материала, создавать собственные медиа-продукты, различать жанры, знать особенности составления заголовков.

Содержание программы  II год обучения

1. Роль газет в жизни человека. Влияние газеты на общественную мысль в России. Что такое информационная «война». Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты.

2. Обзор мировых, российских и краевых средств массовых информации.  Рассказ о любимой газете. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты.

3. Газета и журнал – самые распространенные печатные издания, предоставляющие читателям актуальную информацию о событиях политической, социальной, экономической и культурной жизни общества. Однако при сходстве тематики публикуемых материалов и способов их подачи журнал отличается от газеты и по форме, и по содержанию, и по степени воздействия на читательскую аудиторию.  Редакционная колонка в журнале и газете.  Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты.

4. Рецензия на книгу, спектакль,  кинофильм. Правила написания. Критика в газете. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты.

5. Проблемный материал: сбор информации, поиск темы, принципы построения.  Формирование активной жизненной позиции.  Языковая игра. Практикум.  Работа над созданием собственной газеты.

6. Журналистское расследование - вид, который характеризует планомерное и, как правило, долговременное исследование предмета публикации (зачастую посвященной преступлениям, политическим скандалам и т. п.). Работа журналиста в этом жанре сродни деятельности частного детектива, поскольку в её фундаменте поиск фактуры, которую заинтересованные лица или организации укрыли от общества. Языковая игра, практикум. Работа над созданием собственной газеты.

7. Организация круглого стола. Постановка проблемы. Приглашение участников.  Ведение разговора.  Создание текста по итогам мероприятия.  Работа над созданием собственной газеты.

8.  Работа редакции с читателем.  Актив редакции: ньюсмейкеры и консультанты.  Свидетельство популярности газеты – ее широкие связи с аудиторией.  Как искать ответы на вопросы читателей. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты.

9. Рейд как форма работы с читателем.  Выход  на улицы по сигналам читателей.  Поиск информационных поводов.  Языковая игра. Практикум.  Работа над созданием собственной газеты.

10. Обзор писем. Кто пишет  в редакцию.   Портрет читателя газеты.  Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты.

11. Восьмая заповедь журналиста: плагиат и права автора.   Кодекс профессиональной этики журналиста и авторское право. Актуальные проблемы, связанные с авторским правом. Примеры нарушения авторского права в СМИ. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты.

12. Лицо газеты.  Композиция и насыщенность элементами первой и последней страниц газеты. Рассмотрение примеров.  Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты.

13. Что такое «передовица».  Сравнение первых полос газеты «Осинское Прикамье» в разные годы. Языковая игра. Практикум.  Работа над созданием собственной газеты.

14. Уместен ли юмор на газетных страницах. Фельетон. Анекдот. Сатира. Языковая игра. Практикум.  Работа над созданием собственной газеты.

15. Повторение изученного материала. Проверка усвоения  основных понятий журналистики и практического применения навыков. Работа над созданием собственной газеты.

16. «Журналистская кухня». Встреча с главным редактором газеты «Осинское Прикамье» - «поделитесь опытом». Работа над созданием собственной газеты.

17. Приемы работы журналиста: общие правила, индивидуальные приемы. Как повысить эффективность труда журналиста.  Языковая игра. Практикум.  Работа над созданием собственной газеты.

18. Роль рекламы в газете. Рекламные издания. Создание рекламных макетов. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты.

19. Удачная рекламная статья может сделать очень многое – повысить прибыль, привлечь слушателей и покупателей, а также повлиять на принятие окончательного решения многих людей. Для достижения этих результатов необходимо построить ее по определенным правилам журналистского жанра. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты.

20. Чем отличается редакторская и корректорская правка. Вычитка полос. Корректурные знаки. Подготовка полос к выходу в свет.  Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты.

21. Работа на ПК. Особенности компьютерной программы.  Языковая игра. Практикум.  Работа над созданием собственной газеты.

22. Практика: создание собственного макета газеты.  Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты.

23.  Секреты расположения материалов по страницам газеты. Тематические выпуски.  Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты.

24. Как происходит выпуск газеты в свет. «Последние правки». Переверстка.  Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты.

25. Встреча с дизайнером газеты «Осинское Прикамье» . Наблюдение за работой.  Первоначальные навыки работы с программой AdobeInDesign. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты.

26. Овладение понятиями «тираж», «подписка», «доставка». Продвижение газеты как продукта. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты.

27. Интернет-журналистика — новая разновидность журналистики, появившаяся в конце XX века с развитием и распространением Интернета. Влияние социальных сетей. Сайты и блоги. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты.

28. Редакционная колонка.  Личный блог. Дневник журналиста. Кто пишет мемуары. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты.

29. Обзор статей известных журналистов  в районе, крае, России.  Встреча с журналистом. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты.

30. Повторение изученного материала. Проверка усвоения основных понятий журналистики и практического применения навыков.

К концу второго года обучающиеся должны уметь писать рецензии, искать темы для проблемных материалов и журналистских расследований, организовывать круглые столы, составлять макет газеты, иметь начальные навыки верстки и корректуры.

Содержание программы 3 год обучения

1. Вводное занятие. Повторение изученного. Ознакомление с планом работы. Правила работы и поведения. Беседа об особенностях профессии журналиста. Языковая игра. Практикум.

2. Что такое интернет-технологии. Информационно-коммуникационные технологии. Интернет как помощник журналиста. Фактчекинг. Новые медиа как фактор модернизации СМИ.

3. Способы визуализации текста. Облако тегов. Визуализация моделей скрытых тем. Графики и диаграммы. Инфорграфика и схемы. Презентация и анализ данных. Интерактивный сторителлинг,

4. Инфографика как ресурс визуализации текста. Способы создания. Сайты-помощники. Правила и инструменты создания. Практикум.

5. Кто такой универсальный журналист. Способы работы в разных направлениях. Мультимедийная журналистика.  Как новые медиа меняют журналистику. Языковая игра. Практикум.

6. Лонгрид как жанр интернет-журналистики.Журналистика длинных форм и появление формата лонгрида.  Определения и базовые характеристики. Технология создания.

7. Информационные жанры. Функциональное назначение. Информационные жанры нацелены на оперативную фиксацию определенных явлений. Работая над текстом информационного жанра, журналист собирает информацию с помощью интервью, наблюдений, знакомства с документами и т.д.

8. Репортаж – король журналистики. Выход на мероприятие. Включение журналиста в событие. Автор как непосредственный участник происходящего. Практика: создание собственного репортажа.

9. Заголовочный комплекс. Правила создания хорошего заголовка. Основной заголовок. Рубрика. Подзаголовок. Лид. Изучение газеты «Коммерсант» как пример креативных заголовков. Мастер-класс от журналистов.

10. SMM: DIGITAL-стратегии при продвижении СМИ.Расширение аудитории. Увеличение узнаваемости бренда. Увеличение лояльности у имеющейся аудитории. Поддержка интереса к контенту. Фидбэк от целевой аудитории. Администрирование групп в социальных сетях.

11. Тематическое планирование в газете. Как жить по плану. Планирование номера, на месяц, год.  Практикум.

12.       Журналистское расследование. Выбор темы расследования. Основные этапы, источники информации. Подготовка материалов расследования к публикации. Особенности работы криминального репортера. Этические аспекты журналистского расследования.

13.       Организация пресс-конференции. Составление пресс-релиза. Кто такой специалист по связям с общественностью.Определение пула журналистов, СМИ, издательств.

14. Знакомство с фотографией как жанром журналистики. Фоторепортаж. Постановочные кадры. Документальная хроника. Этика фотожурналиста.

15. Публицистика и журналистика: в чем разница. СМИ, журналистика, медиатекст, теория СМИ, теория журналистики. Публицистика как творчество.

16. Подведение итогов. Проверочная работа. Определение результатов. Презентация итогового медиапроодукта.

К концу третьего года обучения обучающиеся должны владеть навыками визуализации текста – фотография, инфографика, лонгрид. Создавать мультимедийный продукт. Уметь вести группу газеты в социальных сетях. Организовывать пресс-конференцию.

Содержание программы IV год обучения

1.         Вводное занятие. Повторение изученного. Ознакомление с планом работы. Правила работы и поведения. Беседа об особенностях профессии журналиста. Языковая игра. Практикум.

2.         Радиожурналистика. Особенности радио как средства массовой информации.Радиовещание в системе современных каналов коммуникации. Функции радиовещания. Особенности контакта с аудиторией.

3.         Жанры радиожурналистики. Типы информационных программ.Интервью. Репортаж.  Аналитические и документально-художественные жанры.

4.         Выразительные методы радиожурналиста. Слово. Музыка. Стилеобразующие средства.

5.         Телевизионные жанры и их специфика. Жанры информационной публицистики. Заметка (видеосюжет). Отчет. Выступление. Интервью. Репортаж. Жанры аналитической публицистики. Комментарий. Обозрение. Беседа. Дискуссия. Ток-шоу. Пресс-конференция. Корреспонденция («передача»). Жанры художественной публицистики. Очерк. Зарисовка. Эссе

6.         Журналистские профессии на телевидении. Редактор (продюсер) – организатор творческого процесса. Телерепортер. Комментатор и обозреватель. Интервьюер, шоумен, модератор. Ведущий новостей. Критерии оценки журналистской работы.

7.         Особенности подготовки телевизионного сюжета. Подготовка к съёмке Принципы съёмки. Аппаратно-студийный блок.

8.         Монтаж программыТехнологии монтажа и виды носителей информации Системы нелинейного монтажа Принципы монтажа

9.         Интервью.  Как вести себя в кадре.Публичное выступление Технология интервью.

10.       Диктор и ведущий новостей: основы звучащей речи

11.       Основы визуальной культуры. Особенности зрительского восприятия.Новость в современном коммуникационном пространстве: закономерности производства, распространения и потребления.

12.       Встреча в студии местного телевидения. Мастер-класс главного редактора телевидения. Работа в студии. Экскурсия на телевидении.

13.       Практикум с оператором-монтажером местного телевидения. Программы для видеомонтажа. Технология работы с видеокамерой, микрофоном, освещением.

14.       Драматургия телесюжета, основы режиссерской культуры журналиста.

15.       Мультимедийная журналистика. Цифровая культура и понимание новых медиа. Медиатекст как объект микро- и макро- редактирования

16.       Платформы, форматы и инструменты мультимедийного журналиста

17.       Создание мультимедийного продукта. Видеоблоги. Онлайн-сервисы.

16.       Подведение итогов. Итоговый практикум.

В результате четвертого года обученияобучающиеся будут знать теоретические основы радио- и тележурналистики, технологию производства программ, уметь планировать телевизионный репортаж, создавать простейшие видеоролики, у вести себя в кадре.